Thursday, April 25, 2024

Албания

Население

В противоположность другим балканским странам Албания всегда отличалась этнической однородностью. Изолированное положение и бедность страны, а также воинственность ее населения отпугивали иноземцев, хотя сильное влияние греческой культуры и некоторая миграция из Греции способствовали формированию на юге страны православного национального меньшинства, говорящего на греческом языке.

Этнический состав. Албанцы (самоназвание – шкиптары) произошли от иллирийцев, населявших на заре письменной истории часть страны, расположенную к северу от р.Шкумбини. Южная Албания в то время находилась под греческим влиянием. Оба района надолго попадали под власть римских, славянских и турецких завоевателей, однако до сих пор сохраняются существенные различия между гегами, живущими к северу от р.Шкумбини, и тосками, проживающими к югу от нее. Эти различия, сильно препятствовавшие объединению и модернизации Албании, были важным фактором, предопределившим становление коммунистической власти, и они до сих пор влияют на политику страны.

Кроме албанцев, в Албании проживают около 120 000 цыган (2,8%), 66 тыс. греков (1,7%), 30 тыс. македонцев (0,9%), 20 тыс. аромунов (0,6%) и 20 тыс. черногорцев (0,6%), а также небольшие группы египтян и болгар.

Греки представляют наиболее значительное национальное меньшинство. По официальным данным, в Албании насчитывается около 66 тыс. этнических греков. Однако греческое правительство называет цифру 280 тыс. человек. В основном греческое население компактно расселено в городах и деревнях округов Гирокастра, Влёра, Дельвина и Саранда на юге страны.

Кроме греческих общин имеется ряд других этнических меньшинств. Черногорцы живут в нескольких маленьких деревнях возле Шкодера на севере, недалеко от границы с Черногорией. Македонцы населяют главным образом восточные районы страны. Они составляют относительное большинство в нескольких деревнях на берегу озера Преспа. Кроме того, небольшие македонские общины существуют в Корче, Поградеце, Эльбасане и Тиране.

Аромунов, или влахов, относят к румынам, хотя многие из них восприняли греческую культуру. Большинство аромунов сконцентрированы на юго-западном побережье страны (Фиери, Люшня, Берат и Влёра и на юго-востоке, то есть в тех же районах, что и греческое меньшинство (Гирокастра, Саранда, Пермети, Поградец). Небольшие группы, среди них преобладают торговцы, возчики и пастухи, рассредоточены по всему югу Албании. Значительные общины аромунов живут в Корче, а также в Дурресе, Тиране и Эльбасане. Точные данные об общей численности аромунов отсутствуют, так как они обычно включаются в состав греческого православного меньшинства.

Наконец, цыганское меньшинство рассеяно по всей территории страны, хотя наиболее крупные общины расположены вблизи г.Корча.

Демография. Рост Албании в прошлом сдерживался из-за болезней, голода, войн, миграций и феодальных распрей, но с 1920-х годов он резко усилился. В 1945 в стране проживали 1115 тыс. человек, в 1960 – 1626 тыс., а в 1995 – 3410 тыс. Естественный прирост в период с 1975 по 1987 составлял 2,2% в год. Этот рекордно высокий показатель для всей Европы – результат снижения смертности, особенно детской, тогда как рождаемость оставалась довольно высокой. Среднегодовой естественный прирост колебался от 0,9% в год с 1990 по 1995 до 1,03% в 2003, а в 2004 составил всего 0,51%.

Ожидаемая средняя продолжительность жизни в 2004 оценивалась в 77,1 год, в т.ч. 74,4 года для мужчин и 80 лет для женщин. По данным на 2004, численность населения страны – 3544 тыс. человек.

Не менее 352 тыс. жителей Албании работают за границей. Крупные албанские общины имеются в центральной Греции (включая Афины), на п-ове Пелопоннес и островах Эгейского моря (около 150 тыс. человек). Большая албанская диаспора (свыше 120 тыс. человек) находится в Италии – на юге Апеннинского п-ова и в западной Сицилии, а небольшие общины – в США, Турции, Египте и на Украине. В настоящее время эти этнические группы сильно ассимилированы местным населением. Несколько тысяч албанцев (т.н. чамов) в северо-западной Греции сохранили свой язык и культуру. На юго-западе Югославии компактно проживала большая группа албанцев-косоваров (до 1,6 млн. человек) – преимущественно в бывшей автономной области Косово (еще ранее – автономный край Косово и Метохия, сокращенно Космет), а также в Македонии (490 тыс.) и Черногории (40 тыс.). Косовары стали объектом этнической дискриминации в Югославии, поскольку в 1989 националистическое правительство Сербии упразднило эту автономию. В конце 1990-х «этнические чистки» в Косово привели к открытому вооруженному конфликту, в ходе которого поток албанских беженцев хлынул за границу, преимущественно в Албанию, где нашли убежище 450 тыс. человек.

Города. До Второй мировой войны албанское население жило преимущественно в сельской местности. Индустриализация, проводившаяся коммунистами, сопровождалась перемещением населения из горных деревень на прибрежную равнину и в предгорья. После 1945 индустриализация во многом стимулировала рост городов, которые традиционно функционировали как торговые и административно-распределительные центры. В 1930 в городах с числом жителей более 5000 проживало всего 14,5% населения. В 1950 этот показатель вырос до 20%, а в 1985 – до 34%. По данным на 2002, в городах проживало около 44% населения.

В столице страны Тиране в 1938 проживало 25 тыс. человек, в 1950 – 80 тыс., в 1989 – 238 тыс., в середине 1990-х годов – 244 тыс., в 2001 – 343 тыс. По разным оценкам, население Тираны в 2003 колебалось от 353 тыс. до (неофициально) 700 тыс. человек. Другие наиболее значительные города: Дуррес (99,5 тыс. жителей), Эльбасан (87,7 тыс.), Шкодер (82,4 тыс.) и Влёра (77,6 тыс.) (данные на 2001).

Средняя плотность населения – 129 человек / кв. км. Наиболее густо заселены прибрежные районы и горные долины. К слабонаселенным относятся горные районы на востоке и северо-востоке страны.

Язык. Албанский язык (штип) принадлежит к индоевропейской семье языков. Он использует латинский алфавит, но не имеет отношения ни к одной из крупных европейских лингвистических групп. Первые образцы албанской письменности восходят к 15 в. Захват Албании Османской империей снизил значение албанского языка, поскольку основными языками в культуре и политике были греческий и турецкий. В конце 19 в. албанский язык вновь стал играть большую роль в жизни страны. Существуют две группы албанских диалектов – гегский на севере и тоскский на юге. Различия гегского и тоскского диалектов, основывавшихся на древнем иллирийском языке, частично нивелировались благодаря введению в 1908 системы двойного алфавита. Однако единая письменная норма так и не была выработана. В основу официального языка Албании положен тоскский диалект, на котором говорит большинство населения страны.

Оба диалекта заимствовали много слов из языков соседних стран, в том числе из греческого, сербского, македонского, турецкого и итальянского. Однако по мере роста албанского национализма некоторые иностранные слова были устранены, а другие приближены к албанскому произношению.

Кроме двух албанских диалектов, среди части жителей страны также распространены греческий, македонский, сербо-хорватский, валашский и аромунский (македо-румынский) языки.

Религия. Поскольку при коммунистическом правительстве информация о вероисповеданиях не публиковалась, для периода после 1945 на этот счет существуют лишь приблизительные оценки. В 1945 мусульманство исповедовало 70% населения, православие – 20% (преимущественно тоски, жившие близ границы с Грецией, на южном побережье и в городах) и католичество – 10% (геги, проживавшие на севере в районе Шкодера). В 1967, спустя 20 лет после начавшегося преследования религии на государственном уровне, число католиков сократилось до 7% и составляло ок. 130 тыс., но к 1994 оно достигло 485 тыс. Мусульмане разделились на консервативных суннитов, придерживавшихся традиционного ислама, и более умеренных бекташей, склонных к пантеистическим воззрениям, которых насчитывалось ок. 120 тыс. Мировой центр дервишского ордена бекташей находился в Албании, его влияние более всего ощущалось в районах вокруг Берата и Эльбасана, а также на юге страны. В 1967 албанское правительство закрыло все остававшиеся мечети и церкви, но в 1990 разрешило открыть некоторые из них. С начала 1990-х религиозная жизнь в Албании стала активно возрождаться. Албанские мусульмане в целом довольно пассивно восприняли идею возрождения ислама. Напротив, наиболее динамичное развитие получило христианство, что объясняется стремлением страны интегрироваться в Европу. По данным на 2000, мусульманство исповедывало 38,8% населения, католичество, по разным оценкам, – от 13,32% до 16,7%. К разным ветвям православия принадлежали 16,1% верующих, из них ок. 10,4% были последователями Албанской Автокефальной Православной Церкви. Около 11,8% верующих относились к другим конфессиям, включая многочисленные протестантские течения. Не считали себя верующими 16,6% населения.

Среди сторонников различных конфессий отмечается взаимная толерантность. Определенные фундаменталистские тенденции наблюдаются лишь в некоторых протестантских церквях. Наряду с этим серьезную поддержку в обществе приобретает идея светского государства и секуляризации общественной жизни.

  • Страница для печати